Mar. 25th, 2013

donmigel_62: (кот - учёный)

Власти крупнейших стран вкладывают миллиарды в искусственный разум

США и Евросоюз форсируют исследования работы мозга: правительства и крупнейшие корпорации организуют мегапроекты конструирования искусственного мозга и «нейроморфных компьютеров». Речь идет о гигантских финансовых вложениях. Кроме «Генома человека», в биологии не было проектов такого масштаба. Мы решили разобраться, на что они надеются и получим ли мы в обозримой перспективе искусственный разум
Одиночный нейрон. Эта трехмерная модель построена в рамках проекта Blue Brain
Одиночный нейрон. Эта трехмерная модель построена в рамках проекта Blue Brain
Фото: ©EPFL/Blue Brain Project

Человеческий мозг — самое сложное устройство в известной нам части мироздания. Каким волшебством этот розовый комок слизи рождает сознание, разум и весь субъективный мир? Как химические реакции могут определять наши душевные порывы? Как взаимодействие атомов может переходить в любовь и ненависть? Нет более интригующей тайны.

Со времен Декарта эта загадка вводила философов в ступор. Философов сменили исследователи — оптимистичные экспериментаторы, ищущие техническое решение любой проблемы. 1990-е годы были объявлены научным сообществом США и Европы «десятилетием мозга», но тайна осталась нераскрытой, хотя над ней в последние годы жизни с энтузиазмом бился даже великий Фрэнсис Крик, расшифровавший код ДНК. Методы изучения мозговой активности даже близко не соответствовали уровню сложности мозга — это все равно что изучать компьютер по его гудению, вертя в руках его детали.

В 2005 году журнал Science, отмечая 125-летие, опросил ведущих ученых мира о главных проблемах, которые науке предстоит решить в ближайшие четверть века. Первые места заняли два вопроса: «Из чего состоит Вселенная?» и «Какова биологическая основа сознания?».

Прошло еще восемь лет, и настало время новой попытки, гораздо более масштабной, чем все предыдущие. После столетия экспериментов и совершенствования методов наука о мозге приступает к решительному штурму этой проблемы.

«Новая космическая гонка»

В февральском обращении к согражданам Барак Обама заявил: «Настало время выйти на уровень научных исследований и разработок, невиданный с момента пика космической гонки». Оказалось, предпринятые правительством США сокращения госбюджета не коснутся передовых научных разработок: «Сейчас не время потрошить инвестиции в науку и инновации». Напротив, президент США предлагает «инвестировать в великие идеи» и раскошелиться на нацпроект, подобный «Геному человека».

«Каждый доллар, который мы вложили в создание карты человеческого генома, вернул по 140 долларов в нашу экономику — каждый доллар! А сегодня наши ученые создают карту мозга». Обама имеет в виду «Карту активности мозга», планируемую ведущими научными учреждениями США. Это десятилетняя исследовательская программа, требующая бюджета порядка 3 млрд долларов (на «Геном человека» потратили 3,8 млрд долларов, а в экономику, согласно правительственному исследованию, вернулось уже 800 миллиардов, и это только начало).

Не только американцы готовы вкладывать миллиарды в изучение мозга, несмотря на экономический кризис. Затянувшие пояса страны Евросоюза только что скинулись на миллиард евро ради проекта «Человеческий мозг», цель которого ни много ни мало — создать действующую модель человеческого мозга. Оказалось, прогрессу как воздух нужны мегапроекты, подобные Большому адронному коллайдеру, — без них не возникает фундаментальных прорывов, а развитие технологий уходит в совершенствование гаджетов и новых упаковок для старых идей.

В газетах пишут о начале «новой космической гонки». Мы, правда, на этот раз в ней не участвуем, у нас другие приоритеты: строительство одной только олимпийской дороги Адлер — Красная Поляна стоит дороже, чем американский и европейский проекты вместе взятые. Ну, а они-то за что сражаются?

Read more... )
donmigel_62: (кот - учёный)

MOOCs: вторая жизнь высшего образования

Автор: Наталья Югринова

Салман Кхан, основатель академии имени самого себя, строит с помощью YouTube бесплатную виртуальную школу, в которой каждый человек сможет обучиться чему угодно. Эндрю Энг, придумавший с коллегой Дафной Келлер платформу онлайновых курсов Coursera, хочет донести качественное образование до всех, кто никогда не сможет поступить в Стэнфорд. Себастьян Трун, глава онлайновой школы Udacity, считает, что высшее образование — основополагающее право любого человека, которое должно быть доступным с финансовой точки зрения. Все эти люди стоят во главе движения MOOCs (Мassive Open Online Courses, всеобщие открытые онлайновые курсы), в прошлом году провозгласившего революцию в традиционном образовании.

14courses-cdn-superJumbo

Основатели компании Coursera Дафна Келлер и Эндрю Энг

В 2012 году к MOOCs присоединилось большинство университетов Лиги Плюща, включая Гарвард и Принстон, а так же множество других сильнейших учебных заведений планеты: Массачусетский технологический, университеты Дюка и Риса, Музыкальный колледж Беркли и десятки других. Все они включили в свои программы дистанционные курсы, бесплатный доступ к которым имеет любой человек с интернет-соединением. Заниматься на них может хоть небогатый русский студент, хоть американец в расцвете карьеры, которому попросту не хватает времени ходить в университет. По утверждениям создателей онлайновых курсов, новый подход к образованию сможет в разы повысить качество обучения и его эффективность, в том числе и для тех студентов, которые по старинке продолжают получать знания в невиртуальных аудиториях.

Это действительно реально: системы микроанализа могут записывать каждый «клик» мышки студента и получать самую подробную обратную связь, о которой прежде можно было только мечтать. Вопрос лектора о том, все ли понятно, больше не уместен — «большой брат», фиксирующий отклик студентов, гораздо лучше даст понять промахи создателей видеолекции. По результатам полученных данных можно видоизменять урок, варьировать его время, привлекать другого лектора, лучше «разжевывать» моменты, где у большинства возникли трудности и т.д. Вполне тянет на революцию, не правда ли? Бывший министр образования США Уильям Беннет уже назвал феномен MOOCs такой же важной вехой для истории образования, как появление афинской школы. Президент Стэнфорда Джон Хеннеси в интервью New Yorker сравнил цифровую образовательную революцию с цунами, которое вскоре захлестнет тихие воды, где привыкли плавать консервативные университеты. А газета The New York Times и вовсе объявила завершившийся год «годом MOOCs».

Последний раз подобное оживление в образовательных методиках наблюдалось сто с лишним лет назад. Тогда надежды тоже связывали с появлением новой коммуникационной системы. Развитие почтовых служб до современного уровня позволило университетам распространить свои образовательные практики за пределы студенческих городков. С помощью конверта, марки и листа бумаги войти в ряды студентов университета мог любой желающий. Стараниями британских и американских учебных заведений корреспондентские курсы в конце XIX века стали пользоваться огромной популярностью. К 1906 году один лишь Международный университет дистанционного образования из Пенсильвании имел 900 тысяч студентов, подписавшихся на его удаленные курсы. Впрочем, мода на корреспондентское образование со временем прошла — в первую очередь из-за того, что университеты затруднялись контролировать качество обучения. В России всплеск подобной формы обучения пришелся на 90-е: тогда по почте учили всему, от английского и физики до бухгалтерского учета.

Udacity_Thrun

Себастьян Трун, придумавший проект Udacity, предпочитает работать над большинством лекций самостоятельно. Его конек — компьютерные науки.

Read more... )

Profile

donmigel_62: (Default)
donmigel_62

March 2014

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 1819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags