donmigel_62: (кот - учёный)
[personal profile] donmigel_62

Как найти ветер в облаках?

ПО и косметические изменения в аппаратном обеспечении, сделанные General Electric, позволили компании, эксплуатирующей её турбины, поднять прибыль на 20%.

История часто несправедлива к именам. Томас Эдисон родился в сотне километров от Чарльза Браша, они были почти сверстниками, да и их интересы в электробизнесе пресекались, так что в конечном счёте Эдисону пришлось купить компанию Браша... Но сравнить объём наших знаний о первом и последнем невозможно.

Первый автоматизированный ветряк. Не стоит морщиться: с чего-то же надо было начинать! (Здесь и ниже иллюстрации GE.)

Между тем именно Браш в 1887 году построил первый полностью автоматический генератор, который работал от ветряка, спаренного с дюжиной свинцовых аккумуляторов, и следующие двадцать лет именно от этого 12-киловаттного чуда тогдашней техники питалось его поместье. Этот 4-тонный монстр высотой в 18 м, имевший аж 144 (!) лопасти, на многие десятилетия опередил сходные по параметрам установки конкурентов, став первым автономным источником энергии, целиком основывающемся на ветре.


Сегодня General Electric — компания, в которую после слияния с эдисоновской фирмой вошла Brush Electric, — делает ветряки в десять раз выше и в 200 раз мощнее. Однако задачи автоматизации их работы далеко не исчерпаны, и это направление деятельности Чарльза Браша всё ещё серьёзно влияет на энергетику.

В конце XIX столетия задачи такого рода казались простыми: надо лишь автоматически ориентировать лопасти по ветру, чтобы изменение его направления не остановило установку. Решить проблему удалось уже тогда, однако исследования конца XX — начала XXI века показали, что действительно оптимальный угол установки лопастей турбин выбрать очень сложно: слишком от многих факторов он зависит. Нередко алгоритмы казались конструкторам идеальными, а жизнь их или решительно поправляла, или даже опровергала. В принципе, это логично: количество факторов, которые влияют на эффективность ветряков, что называется, зашкаливает, и часть из них ранее не рассматривалась вовсе. Как мы не раз писали, даже взаимодействие ветряков между собой может резко менять их КПД, и при разных направлениях ветра такие коллизии способны то увеличивать, то снижать общую эффективность группы турбин. Одним моделированием тут не справиться...

В общем, GE обратилась к уже навязшей в зубах Big Data и компьютерным облакам, в которых накапливается и хранится информация о погодных условиях, скорости и направлениях ветра на разных высотах, а также о выработке электроэнергии каждой турбиной. Сопоставляя графики такого рода (общее количество учитываемых факторов огромно, так что и графиков очень много), GE-инженеры искали самые выгодные режимы работы как по углам установки лопастей, так и по их динамической корректировке при вариациях скорости ветра...

Одним из частных, но «впечатляющих итогов работы» стало создание ПО PowerUp, которое компания предоставляет потребителям, пользующимся ветротурбинами GE, и которое позволяет в реальном времени отслеживать производительность ветряков и постоянно корректировать их параметры. Кроме установки лопастей, это и угол отклонения гондолы ветряка от направления воздушного потока, и скорость и момент турбины. Скажем, по результатам испытаний, проведённых компанией, общая выработка энергии ветряными фермами, принадлежащими EDP Renewables, при равной скорости ветра выросла на 5% только из-за внедрения нового ПО, которое постоянно обращается к «примерам» производительности ветряков при текущей скорости ветра и подбору оптимальных параметров их работы.

5% увеличения выработки — это не так уж мало, особенно если вспомнить, что для прибыли это может обернуться 20% роста.

Может показаться, что 5% — это крохи. Но если мы вспомним, что норма прибыли в ветроэнергетике (да и вообще в западном бизнесе) — далеко не те 70%, без которых, по уверениям, скажем, наших книготорговцев, они все умрут, станет ясно, что увеличение выручки на 5% просто за счёт нового ПО на уже существующих ветряках и, по сути, без нужды в покупке нового оборудования означает резкий скачок прибыли. Как заявляют разработчики, сразу на 20%.

Но дело не только в деньгах. Эоловые мощности производят сегодня сотни миллиардов киловатт-часов в год, поэтому даже 5-процентый рост генерации может аукнуться увеличением выработки на десятки миллиардов киловатт-часов — то есть на годовой объём энергопотребления небольшой страны. Одна только EDP Renewables в ближайшем будущем планирует установить PowerUp на пяти эоловых фермах в трёх американских штатах, чтобы получить от 402 тамошних турбин дополнительные 420 млн кВт•ч электричества в год (а это энергопотребление десятков тысяч американских домохозяйств). Похоже, у нового ПО и его разработчиков огромное поле для деятельности.

Подготовлено по материалам GE Reports. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

donmigel_62: (Default)
donmigel_62

March 2014

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 1819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags